Храм Иоанна Русского - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Молитва о чадах

Молитва о чадах

Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов! Господи, помилуй нас с детьми нашими, да не увлекутся они духом времени, соблазнами мирскими, да не поддадутся какой-нибудь страсти, какому-нибудь пороку, сотвори, чтобы дети наши были полезными членами и через то счастливыми здесь, на земле, чтобы удостоились блаженства на небеси!

Для чего нужна молитва

 В своей статье "О молитве"  знаменитый русский поэт Василий Жуковский вопрошает: "На что Ему наша молитва? Нужно ли Его преклонять на милость, когда Он есть сама милость. Нужно ли Ему Самому устанавливать между собой и человеком обряд моления в словесной форме молитвы? Нужно ли говорить человеку: "Ты прежде потребуй, тогда Я дам", когда Ему все, для человека необходимое, наперед известно и когда все благие даяния сами собой из Него истекают?" И как мудро и прекрасно отвечает на эти вопросы гениальный поэт, вложив чудные слова как бы в уста Бога, который говорит каждому человеку: "Молись: когда в твоей молитве будет душа твоя, тогда и Я в твоей молитве буду с твоей душою. Тебе молитва нужна как Моя к тебе любовь, а Мне твоя молитва нужна как твоя любовь ко Мне". Вдумавшись в эту последнюю фразу и запечатлев ее в сердце своем, начнем сегодня молиться. Прежде всего, выразим благодарность Создателю своему и Богу за то, что Он даровал нам жизнь, радость бытия, несмотря на то, нравится нам эта жизнь или нет, ибо это зависит от нашего понимания и восприятия самой жизни.
А ведь если все от Него - жизнь, разум, чувства, способности, здоровье, пища, - то в своей молитве мы можем иметь дерзновение смиренно просить Его и о своих нуждах. К тому же человек, творящий сердечную молитву, находится в эти минуты и часы в духовном общении с другим, духовным миром, где пребывают во славе своей Сам Творец и Бог - Отец Небесный, Дух Святый, Сын Божий, Господь наш Иисус Христос и его Пречистая Матерь - Пресвятая Богородица, великий сонм Ангелов и святых угодников Божьих, к которым мы и возносим свои молитвы.

Следует молиться

 Разумеется, молиться можно везде и всегда, не только в церкви - в доме, и в поле, и в пути. Можно и нужно, но согласитесь, тысяча голосов, одновременно взывающих в церкви: "Господи, помилуй" - скорее пройдет небеса, чем одинокий голос молящегося в доме.
Преподобный Иосиф Волоцкий, говоря о пользе общественной молитвы, замечает: "Можно молиться дома, но там нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушное молебное пение, где единомыслие, согласие, союз любви... Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо".
Об этом стоит помнить. Хотя сказанным не умаляется необходимость домашней молитвы, тем более семейной.
Слова Христа: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" - подтверждают православное понимание того, что семья - это домашняя церковь.
Очень важно, чтобы весь уклад жизни и быт семьи, состоящей, конечно, из верующих людей, были построены на молитве; чтоб вместе молились, вместе трудились, учились, вместе ходили в церковь, соблюдая ее Устав и традиции. Только в такой семье и закладываются основы духовной жизни подрастающих детей. Воспитанные в духе христианской любви и послушания родителям и церкви, они будут стоять на твердом фундаменте святой Веры. То, что получат в семье, они пронесут через всю свою жизнь. Не возникнет тогда и пресловутая проблема отцов и детей. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство и во всем остальном.
Из сказанного понятно, что такое молитва, но часто многие спрашивают у священника: "Батюшка, научите, как молиться, что нужно сделать, чтобы Бог услышал меня".
Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Здесь надо иметь в виду личность каждого человека: его возраст, образование, общественное положение, в семье живет он или один.
Здесь нужен индивидуальный подход священника к каждому. Но общий и обязательный совет можно дать: "Прежде чем начнешь молиться, приготовь себя" (Сирах. 17,23).
Перед тем как человек заимеет желание помолиться, он должен создать для себя условия, помогающие ему в совершении молитвенного общения с Богом. То есть найти по возможности место, где никто и ничто не будет отвлекать от молитвы. Желательно перед началом молитвы взглянуть на святой образ Спасителя, Божией Матери или святого и мысленно представить себе их живое присутствие. Помни: если ты не видишь Бога, то Бог точно видит тебя. Сотворив на себе знамение Креста, с благоговением начинай свое молитвенное правило или по молитвослову, или своими словами, но обязательно исходящими не только с языка, но главное - от сердца, иначе молитва будет напрасна, ибо, как сказал Господь: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно (напрасно) чтут Меня" (Мф.15, 8-9).
Надо молиться с горячей верой в то, что "... все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21, 22), не забывая в то же время, что наша молитва всегда должна быть наполнена искренней любовью и прощением ко всем ближним; в противном случае так же бесполезно будет наше моление. Об этом предупреждает каждого Сам Христос: "Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого. Если не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших" (Мрк.5,44).
"Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее - прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих и ради этого Бог услышит всякую молитву его" (Авва Зенон).
Молитву, сопровождаемую крестным знамением и поклонами, соединенную смиренным и слезным сокрушением о своих грехах, скорее услышит Господь, ибо устами пророка Он говорит: "На кого Я воззрю - только на смиренного и сокрушенного духом" (Исх. 66 гл. 2 стих.).
Поскольку через сердечную молитву происходит живая связь с Богом, то незаметно для нас ее действие способствует освящению и очищению души и тела, и тем самым мы приближаемся к духовному миру, становимся ближе к Богу. Потому-то все святые Отцы призывают нас к непрестанной молитве.
Правда, часто слышишь от молящихся сетование и смущение на то, что во время молитвы в голову приходят разные, подчас и греховные помыслы. На это святые Отцы говорят, что человеку, занимающемуся внимательной молитвой, особенно завидует дьявол и наводит на него различные искушения, и в частности нападение таких мыслей, которые конечно же мешают чистой молитве. Но, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):
"Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей же пользы, потому что оно приводит к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей греховности" и способствует к усиленной, горячей молитве.
Так что, не смущаясь, надо продолжать свою молитву и ею отражать бесовское наваждение. В утешение наше Господь иногда подает нам благодатное ощущение во время молитвы, а иногда попускает искушения для укрепления нашего духа.
 


Назад к списку