Храм Иоанна Русского - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Азбука православия

Азбука православия

Как вести себя в православном храме Печать
  • Входи в храм с духовной радостью.
  • Всегда входи со смирением, чтобы выйти оправданным, как евангельский мытарь.
  • Когда видишь св. Иконы, думай о том, что Сам Господь и святые смотрят на тебя, будь благоговеен.
  • Войдя в храм, сотвори три поясных поклона, молясь: “Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя”, “Боже, милостив буди мне грешному”, “Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго”, “Вси святии, молите Бога о мне, грешном”
  • Православные христиане подают во время Божественной литургии записки о здравии живых своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, о упокоении умерших. Записки подаются в храме перед началом службы. Имена указываются в именительном падеже. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различие цены записок означает лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.
  • Благоговейно относись к церковной свече: это – символ нашего молитвенного стояния перед Господом. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята всевидящим Господом.
  • Проходя мимо Царских врат, остановись и перекрестись.
  • В храм всегда приходи к началу Богослужения.
  • Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом Богослужения и после него, на всенощной – за елеопомазанием.
  • В храме должно стоять. Впрочем, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): “Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах”. Но во время чтения Евангелия нужно стоять.
  • Следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится вся Церковь.
  • Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли. Если малое дитя расплачется – выведи его.
  • Не осуждай невольных ошибок служащих и присутствующих – полезнее вникать в собственные недостатки. Не раздражайся, никого не одергивай.
  • До конца Богослужения, никогда, без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это – грех перед Богом.
  • По обычаю, мужчины должны становиться в правой части храма, женщины – в левой. Прохода от главных дверей к Царским вратам никто не должен занимать.
  • Женщины должны входить скромно одетыми. Недопустимо причащаться Св. Тайн и прикладываться к святыня с накрашенными губами.
  • Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.
Таинство Венчания Печать

Венчание – это Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божья для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Подробнее...

Таинство Евхаристии или Причащение Печать

Как все живое не может жить без солнца, так все духовное не может жить, не питаясь тем Хлебом, который есть Спаситель. Как можем мы питаться Хлебом с большой буквы? Это великая тайна. И совершается она в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых.

Подробнее...

Таинство Елеосвящения или Соборования Печать

Елеосвящение (соборование) – это Таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного Божественная благодать для исцеления его от телесных и душевных недугов.

Подробнее...

Таинство Крещения Печать
«…Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие…»
(Ин. 3,5).
«…Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет…»
(Мк. 16, 16)

Господом учреждены были таинства. Таинство Крещения – самое необходимое. Оно служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением».

Подробнее...

Таинство Покаяния (Исповедь) Печать
Покаяние – это Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.
Подробнее...

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Памятка тем, кто хочет научиться жить с Богом

Сайт: Интернет-курс Школы молодежного служения

Узкий путь

Здравствуйте! Если Вы пришли на этот сайт, то, возможно, это потому, что Бог коснулся Вашего сердца, и Вам хочется быть с Ним, жить с Ним и для Него, но пока Вы еще не знаете как это правильно делать. Самой вере научить нельзя, так же как и нельзя научить любви. Чтение книг может умножить веру, которая уже в зачатках в Вас имеется, прибавить Вам интеллектуальных знаний о том, как правильно строить свои отношения с Богом, но не прибавить опытного познания Живого Бога, которое приобретается необъяснимым образом. Итак, если Вы уже считаете себя человеком верующим, православным, либо хотите таковым стать, то этот сайт для Вас. Если это не так, то Вам лучше пока просто выбирать и изучать те материалы, которые Вас интересуют, например, на сайте православной энциклопедии «Азбука».

Из Священного Писания, из опыта жизни христиан, мы знаем, что Бог соблаговолил так, чтобы полнота жизни с Ним и в Нем у людей достигалась некоторым особым образом, который называется Церковь. Не все сейчас, к сожалению, правильно понимают значение этого слова. Оно имеет несколько значений. Но сейчас речь идет о Церкви в смысле Тела Христова (Кол.1:24), в смысле мистического, невидимого единства всех верующих, пребывающих в Духе Святом. Если я с Богом и в Боге, и ты с Богом и в Боге, то ты и я — вместе, и не можем быть порознь. Процесс присоединения человека к Церкви (через Таинство Крещения), а значит и к Богу, или возвращения в Церковь (через Таинства Исповеди и Причастия), или углубления в ней (если ранее церковная жизнь шла формально), сейчас обычно называют воцерковлением. Этот процесс сложный, но для него как раз можно дать ряд «инструкций», советов, известных из опыта ранее воцерковлявшихся людей, в том числе Святых Отцов, и составить некую «памятку».

Сейчас воцерковляющийся человек, обращаясь в Интернет, может найти великое множество важных и интересных материалов о Боге и Церкви. Но, обыкновенно, они представлены без какого-то иерархического порядка, и очень трудно бывает понять, с чего надо начинать чтение, в какой последовательности изучать те или иные вопросы, что среди представленных тем самое главное, а что второстепенное. Для Церкви это особенно важно, потому что когда второстепенные вещи выходят для людей на передний план, церковная жизнь, жизнь с Богом, искажается, человек теряет благодатную связь с Господом, и это всегда приводит к печальным последствиям. Поэтому, по-хорошему, воцерковляющемуся человеку, человеку, который хочет стать православным, нужен курс, то есть некая система обучения, передачи опыта воцерковления, когда бы опытные люди, члены Церкви, давно старающиеся жить в Боге и с Богом, передавали бы, лично или через книги, свой опыт тем, кто только начал стремиться к этому. В древности так и было, существовали так называемые школы для оглашенных, то есть людей, готовящихся ко Крещению. В нашей стране в течение долгого времени такая возможность отсутствовала, что привело к чрезвычайному распространению «религиозной безграмотности», околоцерковных суеверий. В настоящее время институт катехизации, то есть системного воцерковления, начинает возрождаться и развиваться. При храмах и монастырях появляются воскресные школы и катехизические курсы для молодежи и взрослых, создаются православные учебные заведения. Конечно, Вам, как воцерковляющемуся человеку, лучше всего было бы найти такие курсы в своем регионе и поступить на них. Нельзя научиться плавать или кататься на велосипеде по книжкам: нужно, чтобы рядом были опытные помощники, нужно начинать тренироваться, реально действовать, хотя и очень лень. Так что уж говорить о такой сложнейшей науке, как общение с Богом! Самоучкой в ней вряд ли преуспеешь, даже все великие святые всегда учились у кого-то. Как и в любом человеческом деле, в любой науке, в жизни с Богом все зависит от двух моментов: таланта и прилежания. Если первое дает Бог, то второе полностью зависит от нас самих, а Господь, как мы знаем из Евангелия, строго спросит даже с тех, кто получил самый маленький дар (Мф.25:14-30).

Однако, к сожалению, не у всех есть возможность найти катехизическую школу при храме и сразу начать учиться в ней. На такой случай к нам приходят на помощь интернет-курсы катехизации. Слава Богу, сейчас они появляются и, с развитием современных интерактивных технологий, дают прекрасные возможности для дистанционного обучения, которое, в отличие от классического заочного, предоставляет средства для плодотворного группового общения воцерковляющихся христиан. «Православный Интернет-Курс» (ПИК) одна из первых таких дистанционных школ катехизации. Подробнее о ПИК, поступлении и обучении на нем смотрите в разделе Коротко о главном.

Программа для самокатехизации

Специально для тех, кто по каким-то причинам не смог поступить на какой-либо курс катехизации: имеет мало времени, чувствует себя неготовым, ожидает начала очередного семестра ПИК, — преподаватели Православного Интернет Курса в сотрудничестве с администрацией популярной православной катехезической энциклопедии "Азбука веры" предлагают Вашему вниманию общую программу самостоятельной катехизации. Ниже Вы можете видеть перечень из 16 тем, для каждой из которых дана ссылка на соответствующий раздел сайта Azbyka.ru. Из всего многообразия этой православной энциклопедии выбраны лишь те темы, которые наиболее необходимы для правильного воцерковления, и даны в наиболее приемлемом для усвоения порядке. Мы предлагаем Вам начать строго последовательно, по порядку, читать материалы из этих разделов. Не обязательно абсолютно всё, что в них содержатся, а хотя бы по несколько статей, только те, которые Вас наиболее заинтересуют. Предлагаем отводить на изучение каждой темы какое-то определенное время, рекомендуется не больше недели. Не беда, если не будете успевать прочитывать все материалы разделов, сейчас важнее получить общее представление о церковной жизни, а углубиться мы всегда сможем потом.

Считаем свои долгом предупредить об опасности могущей возникнуть иллюзии, что простое изучение православных книг уже достаточно для полноценной жизни с Богом, для воцерковления. Конечно же, это не так. Во-первых, то, что Вы читаете — весьма сложно, и не всегда может правильно истолковываться, для этого нужна помощь опытных людей, реально испытавших прочитанное. На курсах в этом могут помочь священники, преподаватели. Во-вторых, мало читать, надо действовать. Вспомните пример про плавание и велосипед. Можно отлично знать всю религиозную литературу, знать наизусть Библию, но при этом оставаться бесконечно далеко от Бога. Именно поэтому настоятельно рекомендуем, как только у Вас появится возможность, все же поступить на какие-либо очные или дистанционные катехизические курсы. Не стесняйтесь, обойдите близлежащие православные храмы и монастыри в своем городе, спросите, есть ли у них какие занятия или беседы для воцерковляющихся. Поступайте на ближайший семестр ПИК.

1. Смысл жизни. Счастье.

2. Вера. Религия и наука. Чудеса. Религиозный опыт.

3. Священное Писание и Священное Предание.

4. О Церкви и о Храме.

5. Иерархия христианских ценностей, каноны и догматы.

6. Основы православного вероучения. Символ Веры, Заповеди Божии.

7. Таинства Церкви. Крещение.

8. Священство и духовничество.

9. Христианская антропология. Дух, душа, тело.

10. Грех. Покаяние. Таинство Исповеди.

11. Таинство Евхаристии.

12. Таинство брака. Семья, дети, здоровье. Таинство Соборования.

13. Что такое религия. История и сравнение религий. Отличие Православия.

14. Исторический путь Православия.

15. Жизнь христианина в современном мире. Миссия, служение.

16. Духовная жизнь.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вера без дел мертва

Теперь приведем здесь список тех дел, которые ежедневно следует делать тому, кто стремится к Богу и хочет воцерковиться:

  1. Бороться с собой, со своей леностью, ложной скромностью. Принуждать себя к добрым и полезным делам и проявлять жизненную активность. Человек — такое существо, которое, хотя и стремится к Богу, постоянно чем-то тяготится, устает, ленится, хочет грешить. Противление этому часто вызывает неудобство, беспокойство, боль. Поэтому нам надо научиться постоянно преодолевать себя ради высшего, научиться железному терпению и разумному самоотвержению. Без них, как мы знаем, невозможно достичь успеха не только в религиозной жизни, но и в спорте, и в искусстве, и в науке. Нет времени на Божии дела? Но это значит, что есть время на другие, что нечто другое мы любим больше, чем Бога, и тем нарушаем первую заповедь (Мф.22:37) и обманываем самих себя, говоря, что хотим быть с Богом.
  2. Читать Священное Писание, начиная с Евангелия — книги о Христе. Священное Писание — Библия, Слово Божие. По большей части, именно оттуда мы узнаем, что хочет от нас Бог, каковы Его Заповеди, которые должны выполняться ежедневно, и главная из которых — любовь к Нему и ближним (Мф. 22:37-39). Если мы будем читать эти святые строки ежедневно, хотя бы совсем понемножку, но стараясь воплощать их в жизни, то постепенно, с годами, будем все ближе и ближе становиться к христианскому идеалу. Тем, кому трудно поверить в Бога, Святые Отцы рекомендуют попробовать принуждать себя жить по известным заповедям Божиим, и тогда Господь ясно открывается человеку: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).
  3. Читать Священное Предание. Священное Предание — это не одна какая-то книга, а творения всех Святых Отцов, то есть людей, которым удалось, с Божией помощью, воплотить идеал христианской жизни, и засвидетельствовать это различными дарами Святого Духа: прозорливостью, чудотворениями, пророчествами и т.п.. Если нам даже в таком простом, казалось бы, деле, как обучение грамоте и счету, требуется помощь учительницы русского языка или математики, а иногда и тетрадки более умных товарищей, то было бы просто глупо пренебрегать записями «старших товарищей» в единственно важном в этой жизни деле, деле спасения собственной души. Опять же, читать их надо ежедневно, хоть и понемногу, ибо требуется постоянно «бодрствовать, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).
  4. Молиться. Молитва — разговор с Богом, Которого, мы, возможно, пока еще не очень хорошо знаем. Но Он знает нас лучше всех, и слышит каждое обращенное к Нему слово, особенно, соединенное с искренним сердечным чувством. Именно к этому призывает всех (а не только святых, монахов, священников) апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17). Ибо как можно быть вместе с Богом, которого любишь, не общаясь с Ним? Но, как и в любом деле, мы начинаем с малого, поэтому надо приступать к молитве хотя бы по текстам молитвословов, хотя бы два раза в день, утром и вечером, и раз в неделю — соборно, в Храме.
  5. Приступать к Таинствам Церковным (желать этого — ежедневно, приступать же более-менее регулярно, по возможности). Прежде всего к Причастию Святых Плоти и Крови Христовых, а предварительно — к Покаянию. Таинства — это такие церковные священнодействия, в которых наиболее глубоко происходит общение и соединение человека с Богом, особенно же — в Таинстве Причастия. Поэтому Таинства всегда были главнейшей стороной жизни Церкви, ибо невозможно любить Бога и не стремиться к единению с Ним. Конечно же, участие в Таинствах подразумевает регулярное посещение общественных богослужений в храме, которые мы должны учиться знать и любить, потому что Церковь — единство всех в любви к Богу.
  6. Совершать дела милосердия. Святой апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва» (Иак.2:20), подчеркивая то, о чем всегда говорил Спаситель. А апостол Павел обличает: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:2). Поэтому, если мы хотим быть христианами, то обязаны отрывать себя от мониторов, вылезать из теплых комнат и идти к тем, кому плохо, больно, одиноко. В первую очередь — к своим родным и соседям. Если у них все более-менее хорошо, то в больницы, дома престарелых и т.п., причем помогать не «виртуально» (деньгами или вещами), а лично, руками, чтобы смотреть им в глаза, общаться со страждущей душой. Сейчас, слава Богу, во многих городах налаживается социальное служение, и почти при каждом социальном учреждении есть группа добровольцев, которая организованно ходит помогать нуждающимся. Найдите такую группу и присоединяйтесь. Если же не так, то что Вам мешает пойти в ближайший храм (монастырь) и предложить батюшке помощь? Только Ваша собственная леность. Обычно при храмах прихожане занимаются какими-то делами милосердия и помогают кому-либо, больным или бездомным и, конечно, самому храму. Если такого нет в одном храме — идите в другой. Предложите организовать что-либо подобное, проявляйте инициативу.

Помоги Вам Господи!


Назад к списку