Храм Иоанна Русского - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ТЕЛО: ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД

ТЕЛО: ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД


Для одних тело — это главный культ, смысл всей их жизни, другие же к телу относятся пренебрежительно, считая материю злом. Кто-то считает, что христианство с крайним презрением и унижением относится к телесной природе человека, вплоть до полного запрета и пренебрежения телесными отношениями в браке, а также занятиями всеми видами спорта. Так ли это на самом деле?

Все мифы, приписывающие христианству пренебрежительное отношение к телесной природе человека, абсолютно антихристианские по своему происхождению и содержанию. Подобное отношение к человеческому телу было свойственно античной философии и некоторым религиозным сектам. В античной философии тело понимается как тюрьма, в которую заключена душа, или могила, в которую она зарыта. Так, Платон производит слово soma («тело») от sema («могильная плита», «гроб»): «Душа терпит наказание… а плоть служит ей оплотом, чтобы она могла уцелеть, находясь в теле, как в застенке». В некоторых религиях материя представляется изначально злой и враждебной человеку — например, манихеи считали сатану создателем материального мира.

Христианское мировоззрение утверждает, что человек есть творение Божие, являющееся совокупностью материальной и духовной природы. Поэтому вместо античного понимания тела как тюрьмы христианство видит в теле часть богоданной природы, вместе с душой и духом составляющей единое человеческое естество.

«Многие из еретиков говорят, что тело не сотворено Богом, указывая на нечистоту, пот, слезы, труд, изнурения и все прочие несовершенства тела… Но не говори мне об этом падшем человеке. Если хочешь знать, каким Бог сотворил наше тело вначале, то пойдем в рай и посмотрим на первозданного человека» (Иоанн Златоуст). Первозданное тело человека до грехопадения качественно отличалось от современного: оно было более «тонким», безстрастным, не способным испытывать боль, не подверженным утомлению и страданиям. По словам преп. Серафима Саровского, Адама ни вода не могла потопить, ни огонь сжечь, ни земля пожрать, ни воздух повредить, и обладал он величайшей мудростью. Человеческая природа была устроена иерархично, и тело находилось полностью под контролем души, которая, в свою очередь, подчинялась Богу. Нынешнее состояние нашего тела — результат страшной катастрофы, грехопадения. Человек стал подобным животному по своему телу, а его душа попала в плен к плотским страстям.

Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал 5:17)), речь идет о греховной плоти как источнике страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому.

Соответственно, христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.

Человеческие инстинкты призваны помогать человеку жить в этом мире, но никак не властвовать над человеком. Святые — это те люди, которые при жизни подчинили свою плоть и инстинкты духу для служения Богу и людям, исполнив при этом замысел Божий о себе.

Христос умер и воскрес для того, чтобы спасти не какую-то долю человека, но его всего — и тело, и душу. Поэтому тело человека не принадлежит ему самому и он не может делать с ним, что ему угодно; оно принадлежит Христу, и посему человеку нужно употреблять свое тело не для удовлетворения собственной похоти, а во славу Бога и ближнего своего.

Общее же отношение христианства к плоти и материи выразил преподобный Иоанн Дамаскин: «Я исповедую, что материя есть творение Божие и она прекрасна… Я не поклоняюсь материи, но поклоняюсь Создателю материи, ставшему ради меня материальным… и соделавшему через материю мое спасение».

Спаситель наш был нормально сложен и здоров, в совершенстве чувствовал и понимал тело, свободны и просты были Его движения. Иисус плотничает в родительском доме, крестится, постится, молится, поёт, обнимает детей и учеников, много ходит пешком, говорит для тысяч людей сразу, омывает ноги учеников, исцеляет, воскрешает, питает людей чудесно умноженными хлебами и рыбами, вином, преображается, страдает, умирает, воскресает и возносится. Многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (см.: Мф. 8, 3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (см.: Мф. 8, 14-15), прикосновением исцелил глухонемого (см.: Мк. 7, 32-36), брением отверз очи слепорожденному (см.: Ин. 9, 6), поднял за руку умершую дочь Иаира (см.: Мф. 9, 25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (см.: Лк. 7, 14-15). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился к Иисусу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: Мк. 3, 10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу (см.: Лк. 8, 43-46). А после свершения дела Спасения, создав на камне Своего Тела Церковь, Господь подает нам все Таинства чрез посредство нашего тела, причащая его к Телу Христову. Бог не спасает нас одним только учением, воздействуя только на сознание, как, например, Будда. Наше тело причастно делу нашего спасения, это видно и потому, что в телесном поклонении и прославлении всегда виден духовный смысл:
- телесное погружение в воду и помазание миром и маслом
- святое Причастие, которое мы вкушаем и пьем
- целование святынь
- лобызание рук и объятия между прихожанами и клиром
- крестное знамение, воздеяние рук, преклонение главы, поклоны
- крестный ход, стояние в храме на богослужении
- телесный пост, плач и воздыхание и пр. аскетическое делание
- молитва, пение, чтение, слушание, созерцание святынь, храма, икон
- обоняние воскурений …
Особо надо сказать о почитании святых мощей – останков тел святых людей. Богословское осмысление почитания мощей основывается на понимании творения как благого деяния Божия, в котором изначально содержится благая воля Творца. Мощи суть явление преображенной Божественной благодатью материи. Царствие Небесное зримо присутствует в святых мощах уже в нынешнем веке. Св. Амвросий Медиоланский называет мощи “семенами вечности”. Почитание мощей означает не только поклонение святому угоднику Божиему, но и выражает признание значимости материи в деле спасения мира. Св. Иоанн Дамаскин, указывая на Боговоплощение (Рождение Христа) как на исходный момент в деле спасения грешного человечества, говорит: “Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества совершившему мое спасение... Почитаю же и благоговею и перед остальным веществом, при посредстве которого совершилось мое спасение, как перед исполненным божественными силами (энергиями) и благодатью”.
«Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела … Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! … Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 13,15,19-20).
«Хулящие творение и недовольные телом безрассудны. Они не обращают внимания на то, что человек уже телесной своей организацией обращен в высоту, дабы ему возможность иметь созерцать небо; весь механизм его чувств сведен к приобретению познаний. Оттого происходит, что телесная наша хижина может в себе вмещать душу, существо в очах Божиих наидрагоценнейшее; а все существо человеческое, по освящении и души, и тела, чрез обновление оного во Христе Иисусе, удостаивается того, что становится жилищем Святого Духа» (Св. Климент Александрийский).
«Пользуйся телом, как слугою заповедей, сколько возможно сохраняя его несластолюбивым и здоровым» (Авва Фалассий).

«Позаботься о твоем теле как о храме Божием. Позаботься о нем! Оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты со своим телом. Как ты заботишься об исцелении тела, когда оно заболеет, так позаботься о том, чтобы приготовить его к Воскресению очищением от всех страстей». «Давай телу твоему необходимое, чтобы оно могло пребывать в молитвах и подвигах». (Преподобный авва Исаия).
«Охраняющий тело свое от сластолюбия и от болезней имеет в нем сотрудника в служении высшему» (Преподобный Максим Исповедник).
«Должен сказать вам, братья, что мы обязаны заботиться и о теле – этом родственнике нашем и сослужителе души. Хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него, но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним. По-христиански заботиться должно и о телах наших ближних не меньше, чем о собственном, остаемся мы сами здоровыми или подвержены тем же недугам» (Святитель Григорий Богослов).

«Не питай чрезмерно своего тела, чтобы оно не воздвигло на тебя брани. Не приучай его к плотским удовольствиям, чтобы не обратилось в тягость душе твоей и не низвергло ее в преисподнюю» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Но чем больше тело питается и тучнеет, тем более душа истощается и становится немощной» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Для чего мне дано тело? – Чтобы оно было храмом Господу… А душа? – Чтобы была священнослужителем, молитвенницей в этом храме» (блж. Иустин).


Назад к списку